Если честно, не хотел смотреть «Слово пацана. Первая кровь». И все же в один день просмотрел все шесть серий вышедших в эфир. Фильм нашумевший и еще не было последних серий. Кто-то пророчит, что он станет таким же эпичным, как «Бригада». Кто-то говорит, что все это ерунда.
Мое же нежелание смотреть объясняется просто: все это приходилось наблюдать в жизни и я по этому не скучаю. В отличие от сверстников и тех, кто помоложе, я не обожествляю советское прошлое и не тоскую по нему.
Подозреваю, что люди старшего возраста восхваляют прошлое по одной причине: они тоскуют по тем временам когда были молоды, полны сил. «Любилось и моглось».
Как-то одному молодому человеку рассказывал о том, как бедно жилось, как все приходилось доставать, о поездках в Москву и Самару за продуктами, о блате. Он в ответ: «Вам надо было перейти в другую компанию, с большей зарплатой». В представлении молодежи Советский Союз — это нечто с телефонами и гаджетами, с частными компаниями и магазинами, полными товаров и продуктов. Плюс к этому величие могущественного государства.
Эти лубочные картины, сейчас упорно насаждаются в юные головы. На самом же деле по телевизору и в газетах было одно, а на деле другое. Широкими шагами шли к коммунизму, а продукты и товары, по версии анекдота того времени, просто не поспевали. В закрытых письмах ЦК КПСС, которые читались на собраниях под роспись, сообщали о ЧП, катастрофах, громких преступлениях, бандах, в том числе и казанских. Но об этом официальные СМИ (а других и не было) умалчивали, дабы не раструбили об этом на весь мир «вражеские голоса» («Голос Америки», «Свобода», BBC), которые отчаянно глушились. А в газетах надои и привесы, урожай полей и миллионы тонн чугуна. Если же начинал задавать много вопросов о справедливости, запросто мог попасть в психушку с вялотекущей шизофренией. Свобода несвободы.
Мы, молодые коммунисты, искали тогда выход из тупика в первоисточниках. Перечитывали биографию Ленина, его сочинения, пытаясь найти ответы на наши вопросы. Нам казалось, что нынешние лидеры шестидесятых — восьмидесятых годов пошли не по тому пути, предали идеи Ленина. Вопросы, вопросы, вопросы — на которые нет ответа и не было.
Думаю этот сериал как раз о том диссонансе — в противоречии декларируемого и реального. В школе говорят одно — торжественные линейки, пионеры, классные часы о главном, а дома — безысходность, серая реальность. Поступить в престижный ВУЗ — невозможно. ГПТУ — твоя дорога. Лечь в хорошую больницу маме — только по блату, достать импортные лекарство — нереально. Живи тихо, славь КПСС и будет тебе счастье. Отсюда и своего рода молодежный протест, неформальные объединения.
Кстати, это болезнь не только казанская и конца восьмидесятых. Такие, скажем так, неформальные объединения были и в семидесятых. И даже в Асекеево. Дрались улицу на улицу. «Комсомольские» дружили с «Полевыми» и ненавидели «Гагаринских». «Чапаевским» лучше в «Оторвановку и к «РТСовским» не ходить. Побьют. Все вместе вымогали деньги у приезжих деревенских пацанов. Данью обкладывался школьный интернат. В Бугуруслан мы ездили гурьбой. Могли поймать по одному, избить, обобрать, а то и выкинуть с электрички на ходу.
И стрельба была. Не только традиционные поджиги и пугачи. Экономили на уроках НВП патроны во время стрельб из мелкокалиберной винтовки и пуляли из трубок.
Тогда с этим справились не только репрессиями со стороны милиции. Учитель физкультуры (и НВП кстати) Габдулла Шавалеевич организовал тогда строительство хоккейного корта своими силами. И уличные битвы стали постепенно спортивными. На льду выясняли отношения улица на улицу.
Так что, сериал этот для меня экскурс в прошлое. Не думаю что он станет для молодежи культовым и сплошь пойдут подражатели. Молодежь телевизор не смотрит. Но если созреет почва для этого явления...